Этот пост о причинах, способах, инструментах и степени измерения вовлечения ЦА в со-общение с помощью обратной связи.
Когда в бизнесе, и в маркетинге в частности, говорят об «обратной связи», подразумевают в основном Книги жалоб и предложений в магазинах, Ящики для анонимных сообщений класса « лично директору», Формы обратной связи на сайтах компаний… То есть – достаточно формально подходят к этому вопросу. Я же смотрю на него несколько глубже.
Вообще, я познакомился с термином «обратная связь», когда в юности увлекался радиоэлектроникой. Позже я использовал его физически при построении радиопередатчиков, ещё позже начал бороться с ним на сцене, а сегодня мирно сосуществую и даже использую его для решения бизнес-задач. Так что это такое – «обратная связь»?
А это процесс, при котором часть переданного сигнала возвращается обратно, и складываясь с переданным сигналом, вызывает резонанс, при этом многократно усиливает или ослабляет выходной сигнал. Это очень важное техническое определение, которое в маркетинге практически не используется. :( И напрасно, потому что смысл обратной связи и есть -
вызывать резонанс, который может или усилить маркетинговое сообщение или же свести его к нулю, что тоже бывает полезно в некоторых случаях.
- Илья, а почему ты назвал статью «Маркетинг 2.0 или на 5 шагов ближе к деньгам»? Да по аналогии с концепцией Web 2.0, которая подразумевает создание содержания пользователями, а не владельцами площадки. А в маркетинге обратная связь это не просто «болтовня с клиентом», но при разумном подходе способ создания содержания (продукта или услуги) самими потребителями. И, что самое ужасное*, концепция такого маркетинга, маркетинга 2.0, где основное слово за потребителем услуги, будет усиливаться с каждым годом.
Вообще, я не сторонник ни концепции прежнего маркетинга, ни концепции Маркетинг 2.0 – уверен, истина где-то рядом. :) Но поскольку модель 2.0 работоспособна, стараюсь её использовать. По-сути, ничего нового не открылось, лишь внимание заострилось на, казалось бы, второстепенных деталях, таких как обратная связь. Для чего же просто необходимо применять обратную связь?
1. Чтобы быстро и дёшево найти и устранить недостатки. Помните статью про «Лучшую Ж этого месяца»? Мы в компании всего за год устранили недостатков и внедрили нововведений более 60 единиц. И всё, благодаря взаимодействию с Клиентами. Во многих случаях, это реальная замена и таинственному Покупателю, и даже Тест-драйверу.
2. Чтобы закрыть сделку. Как уверждает Макс Хигер, со ссылкой на журнал "Sales and Marketing Executives International" – «81% всех сделок по всему миру закрывается после пятого контакта с потенциальным клиентом»... По опыту согласен с Максом (только не с самой цифрой), так почему бы не использовать возможности Добровольной(!) обратной связи для закрытия сделки?
3. Чтобы найти новую нишу. Это вообще гениальный ход. У меня было в делах такое раза 4 и в музыке куча случаев, когда в общении Клиент говорил: «А вот вы можете ещё…У Вас же есть всё для этого!». Действительно, а почему бы и нет!!!
4. Для нахождения новых сегментов ЦА. Никогда бы не подумал, что среди Интернет-фанатов моего рэпа более 24,8% системных администраторов! Я понимаю, что в Интернете плотность системных администраторов больше, чем в офлайн-мире, но ведь не четверть от всех слушателей. Как я это узнал? Просто спросил. Разумеется, это неучтённый сегмент ЦА, и я буду работать в его направлении.
5. Чтобы вызвать buzz-эффект. Ещё раз повторю определение, заменив «сигнал» на «сообщение»: … процесс, при котором часть переданного сообщения возвращается обратно, и складываясь с переданным сигналом, вызывает резонанс...
Таким образом, грамотно используя обратную связь, Маркетинг 2.0 с лёгкостью решает 5 представленных проблем, то есть приближает приближает маркетолога к кошельку Клиента.
Уффф, попью чаю, а потом пост, содержащий важнейшие моменты: Как эффективно вовлечь клиента в общение, Инструменты для обратной связи и Как измерить эффективность обратной связи.
==========================================
Продолжается агресивная подписка на RSS.
Присоединяйся! Если что, здесь - FAQ!
Твой два-нолевый Илья Тавли.
P.S.
*Это ужасный факт для тех, кто привык рисовать картинки и красочные отчётики о проделанной работе по изучению спроса, по разработке пятисот-миллиардов-вариантов и пр. Я хочу сказать, что отделы разработок, сбыта, маркетинга не выдумывают Товар и способы его продвижения и продажи, просто творчески подходят к реализации «заказанного» самим потребителем.
Нечто подобное со сбытом уже давно наблюдается в торговле, где Производитель исполняет прихоти Оптового Покупателя (розничные мега-сети, которые обеспечивают до 70% всех продаж), а Оптовый Покупатель ориентируется на справедливую цену и пожелания от Его Конечных покупателей – Домохозяек. :) Примеры: Сбыт порошка Tide в супермаркетах Wall-Mart США. Или "опыт" Nokia с русскими дизайнерами и с торговцами в Евросети. Если интересно, читай под двумя звёздочками здесь, Читатель!
среда, 21 ноября 2007 г.
Маркетинг 2.0 или на 5 шагов ближе к деньгам.
Автор: ilia_tavly на среда, ноября 21, 2007
Ярлыки: маркетинг, обратная связь, buzz-эффект
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
11 комментариев:
Раскрой, пожалуйста, последний абзац.
Илья,
наиболее близок к "физическому" положительному фидбэку эффект, когда новые клиенты приходят по рекомендации старых, без твоего активного участия (если учесть, что в бизнесе можно рассматривать в качестве управляемого выхода). Когда о тебе или с тобой просто много говорят, но этот никак не отражается на кармане - это ерунда, а не "обратная связь"
Конечно, vosemd, читай сегодня же продолжение поста! :)Опять в последнем абзаце будет :)
Давно тебя здесь не было! :)
Маркетинг 2.0 штука коварная. Как ты верно заметил, главное - истина где-то посредине между 2.0 и традиционным маркетингом. Главное - не увлекаться.
Вот смотри, я немного увлекаюсь офф-роудом. Самый доступный из серьезных в плане проходимости внедорожников - это УАЗ. УАЗоводы постоянно критикуют завод за то, что он не прислушивается к своим потребителям - а ведь они знают об этих машинах даже больше, чем в конструкторском бюро УАЗа. Действительно, если завод начнет слушать замечания своих потребителей, то машина станет лучше по потребительским качествам. Однако, если черезчур увлечься, то в итоге вместо более или менее универсальной машины получится просто трактор, который замечательно месит грязь, но на котором категорически нельзя передвигаться по асфальту.
koska, согласен на все 100!
Бизнес КламаС строился как раз на "позитив фидбэк". И 5 лет ВООБЩЕ не было ни рекламы. ни маркетинга.
А вот когда начали агресивно расти - потребовался этот маркетинг... :)
А насчёт "просто говорят, но не отражается на кармане" - это камень в сторону сейлзов. Поясню свою позицию:
в 1999г. мои клипы крутили не только каналы MTV-Russia, но и MTV-Deutschland, а песни крутились в Berlin и New York, в нишах конечно. Однако этого было бы достаточно, чтобы извлечь реально сотни тысяч у.е. К тому времени было отрелизено 3 альбома.
...мой партнёр продюсер Максим Швачко (WWW.Records & Warner Br. Music Russia) -профукал возможность. Он умудрился ЗАБЫТЬ продавать альбомы и концерты группы. Это реалдьная история, спросите WADa (wad.blogspot.com) - он не даст соврать...
Но я извлёк урок - если сейлзы не готовы, то и запускать buzz-программы НЕ стоит. А обратную связь реализовать, скажем, в устранение недостатков (см. п.1 статьи). Что и было сделано в компании КламаС.
Спасибо Вам за уточнение. Очень было приятно Вам отвечать!
Павел Медников, да, Паша - ни в коем случае не надо устраивать КОЛХОЗ и игры в демократию. Истина гдето пусть не посерёдке, но в другой плоскости...
А вот УАЗу самый зашибательский пример - это фан-клуб автомобиля НИВА в Японии (да-да, не удивляйся - на автопробеги этой марки ежеквартально собирается до 700 авто Lada-Niva, с правым рулём), или Harley-Davidson в США.
HD, кстати, в 70-е были отвратительными мотоциклами с постоянно текущим маслом и разваливающейся на ходу ходовой. Однако создание национальных фан-клубов с поддержкой от завода + обратная связь как раз и создали бренд "Харлей-Дэвидсон". Так что, Паша - ты любишь марку - тебе и карты в руки! :)
Да Илья, я давно не комментил, но прочитал все посты. А не комментил -- спасибо уфанету за такую связь. Чуть не умер без инета.
Ох уж этот Уфанет - у меня 1 скандал в неделю...
Блин. но никого больше нет в моём случае, остальные провайдеры или неподходят, или не реализуют моих запросов. :(
Илья, про Харли-Дэвидсон я знаю. Собственно, это один из хрестоматийных примеров, как внимание к голосу потребителя позволило производителю преодолеть трудности. К сожалению, УАЗ пока до этого не дорос - он игнорирует все попытки фанатов марки поучаствовать в жизни завода. Капитализм с социалистическим лицом :-(
Да, Паша... Помнится лет 10-15 назад марка мотоциклов "Урал" пыталась ребрендиться, как отвечающая потребностям фэнов... Увы!
"Капитализм с социалистическим лицом :-("
Нужна помощь. Подробности тут:
http://allinternetmoney.blogspot.com/2007/11/blog-post_25.html
Все кто смог помочь - спасибо. Создаем проект для помощи Саше. Блоггеры - отметьте пост. Пожалуйста.
Отправить комментарий