четверг, 7 февраля 2008 г.

Волшебный Ключик

Этот пост о том, что является ключевым моментом в любом деле, даже в блогинге. На примере горячо любимого шоубизнеса. :)

Чтобы понять, как работает хороший бизнес, сходи в аптеку. Чтобы понять, как раскрутить бизнес, посмотри, как раскручивают приезд цирка. Чтобы понять, с чем приходится работать бизнесу – послушай Русское Радио. :)

-Илья, кстати, а что ты пишешь сначала – Музыку или Текст? И как вообще рождается песня? Эти вопросы мне и моим товарищам по группе задают журналисты на каждом интервью. Эти вопросы задают те, кто делает свои первые шаги на сцене и мечтает о большем. Эти вопросы задают друзья группы во время нашего общения. Это очень важные вопросы, но люди спрашивают несколько о другом, нежели чем о рождении и порядке написания песни.

Они спрашивают только об одном: «Как ты раскрутился?!» Да-да, за всеми этими «что сочиняется раньше – музыка или слова» или «а как вам удаётся написать такие интересные песни» стоит желание понять, КАК ДОВЕСТИ ТВОРЧЕСТВО ДО СЛУШАТЕЛЯ. Ты можешь спорить со мной, говорить, что люди хотят услышать только то, о чём спрашивают, но нет. Не соглашусь!

via chappa
За 12 лет в индустрии мы с парнями отвечали раз триста на эти вопросы, и всякий раз блеск в глазах собеседников появлялся лишь, когда мы начинали «палить фишки». Ну, никому это неинтересно, что было раньше, курица или яйцо. Также и вопрос про первичность музыки и слов – вечен, но бесполезен. Ибо ключевым моментом в любом бизнесе является не сам товар, а информация о нём.

Знаю, тезис спорный. Возможно, во многих отраслях основополагающим является сам товар или услуга, но чем дольше кручусь в этих делах, тем больше замечаю, что это не так. :) Тезис подходит к ситуации, когда разные товары примерно идентичны по качеству и функционалу. Но и в случаях с «разноклассниками» концепция первичности информации над материей бывает оправдана.

Я много раз писал отличные слова, и мои партнёры по группе писали не менее замечательные тексты. А уж сколько интересной музыки было сочинено (издано более 100 песен). И сколько богатых и пронзительных аранжировок было создано. А какое исполнение мелодий мы выдавали на гора!

Но Русское Радио упорно крутило «попсу», но не VIA ЧАППУ! :) И Европа Плюс тоже. И даже Максимум. Нам потребовалось 4 (!) года, чтобы попасть «в формат», то есть приблизить своё звучание под требования радиостанций. Я написал песню «Единички» в 2000г., но в России она пошла только в 2006. Мы с парнями издали альбом «По волнам» в 2001, но только в 2005 заглавная композиция «По волнам» попала в чарты радиостанций. 6 лет ушло словно «на очередь за радиоэфиром»!

При этом ни слова, ни музыка в этих песнях практически не изменились! Ты понимаешь??? НИ СЛОВА, НИ МУЗЫКА. Просто песни стали социально приемлемы и интересны аудитории. Грубо говоря, музредакторы доросли. :)

И вот тут я возвращаюсь к ценности самого товара и информации о нём. Успех у песен был на радио безусловный – в хит-парады они попали легко. Но чтобы попасть в эфир, пришлось пожертвовать годами и провести за это время большую PR-работу за маленькие деньги. А можно было сделать всё быстрее, если ВЛОЖИТЬ ДЕНЬГИ В «РАСКРУТКУ».

Резюме: прежде, чем «тратиться» материально и духовно на создание продукта (товара, услуги, песни и т.д.), подумай, можешь ли ты «потратиться в раскрутку». И говоря про блоги, никогда больше не задавай вопрос: «А что важнее – контент или дизайн? И вообще, как сделать хороший Блог?».

Ведь я только что на этот вопрос ответил.

========================================
Подписывайся на RSS и читай перым! (FAQ - что это?)
Твой ключевой Илья Патрик Тавли.

13 комментариев:

Анонимный комментирует...

Илья. Обалденный пост.
Музредакторы доросли. И ведь часто бывает, что признают после смерти.

Тебе ещё повезло!

ilia_tavly комментирует...

Да уж, мы с ребятами проявили чудеса выдержки. :)

Хотя нужно было РАСКРУЧИВАТЬ!!!

Анонимный комментирует...

>Единички на всех четырёх моих монетах...

Получается, в 2000 году проезд на автобусе стоил 4 рубля? Или это я ваще не так понял?

А часто спрашивают, вот какой смысл в этой фразе, а какой в той?

ilia_tavly комментирует...

Да, в 2000 он стоил 4 рубля в маршрутках.

Анонимный комментирует...

А мне кажется, что сам продукт всеже важнее всего. Потом что без продукта и информации о нем не будет.
Поэтому я в своем стартапе всетаки уделяю очень много вниания продукту. И пока даже не могу его отбэтатестить. Нужно, чтобы все было чики-пуки. мне так кажется.

С.Задорнов

Леонид Ожерельев комментирует...

Я считаю, что время задержки, между написанием первых песен и до признания музыкальными редакторами на радио, просто необходимо. Это связано прежде всего с необходимостью становления коллектива как профессиональной работоспособной команды. Изначальные значительные затраты на раскрутку вредны! Ибо срывает крышу у исполнителей и ведут к извращённому пониманию функционирования бизнес модели группы. Это равноважно как для музыкальной группы, так и для любого другого Старт-Апа.
Типичный пример Анна Резникова (просто я в курсе) пела себе женщина в кабаке в Израиле, женилась на бизнесмене, который деньги сделал в области далёкой от шоу-бизнеса, он проплатил в Москве всё вплоть до объятий с поцелуйчиками не телеэкране с Пугачёвой, стала известной и... Сорвало крышу, звёздная болезнь рассорила её со спонсором и всё быстро закончилось.
У каждого бизнеса есть свои этапы взросления, кои диктуют эволюцию собственной бизнес модели. Любые перекосы, здесь, взрывают ситуацию изнутри. Рынок, особенно потребительский, не воспринимает бизнес несозревший до его (потребителя) уровня.

ilia_tavly комментирует...

С.Задорнов - конечно, Продукт важен и безусловно важно его качество и функционал.

Но если Вы не выведете продукт раньше конкурентов, то потом потребуется гораздо больше вложений в его раскрутку - придется уже и фон преодолевать.

Мне кажется - концепция доведения в процессе продаж, то есть с "пространством под воздух" - наилучшая модель при малом бюджете.

Хотя и при большом бюджете - это тоже неплохо работает.

ilia_tavly комментирует...

Леонид Евгеньевич, Вы правы.

Но срок 12 лет - это уж слишком. Даже 6 лет многовато. А вот 1,5-2 года - это прекрасно.

Вы знаете, при выведении на рынок новых радиостанций наблюдается такая эмпирическая закономерность - если Радиостанция не бела раскручена за 2 месяца, то ей придйтся раскручивать ещё 2 месяца. Если и по окончанию четвертого месяца нет раскрутки - то придётся убивать деньги на это ещё от 6 до 12 месяцев.

Мерило при этом - выход на заданные объямы продажи эфирного времени и других рекламных улуг.

При этом размер вложенных в раскрутку денег значения не имеет хоть рубль, хоть миллион - всё едино. Уж так повелось, блин. Поэтому - брать быка за рога и свернуть ему шею нужно немедля. :)

Спасибо Вам за мнение и историю про А.Резникову - это ПОУЧИТЕЛЬНО!!!

Леонид Ожерельев комментирует...

Илья. при всей доказанной гениальности Била Гейтса, он не смог бы выпустить на рынок XP без того, что бы построить в начале Microsoft, и на это потребовалось время. Microsoft образца 80-х был способен выдать на гора только Basic и 3.11.

Утешься мыслью, что все кого мы полюбили посредством Вирус-маркетинга, мы любим и будем любить долго! :) А всех кого нам вдалбливали масмедиа, отторгаются мозгом после прекращения вливаний в агрессивный их маркетинг. И потом, агрессивный маркетинг хорошь для продажи сиюминутного товара тем кому он, в принципе, не нужен. Ты же воспитываешь своё поколение зрителя, который ростёт и эволюционирует вместе с тобой. Да они твои песни будут и через 30 лет слушать с удовольствием.

ilia_tavly комментирует...

Тут я снова согласен, леонид Евгеньевич. Воспитание своего слушателя существует и действительно приносит результаты: сегодня те, кто вчера был одиночкой с кассетой моей группы, сегодня заказывает наши концерты и платит солидные гонорары. Это подтверждают МНОГОЧИСЛЕННЫЕ факты в нашем случае.


НО!!! Масс-медиа пробивает дорогу к таким единицам, как они. И без крупных ротаций количество таких фарм-случаев стремится к нулю. :(

Поэтому я за богатый бэк-каталог и крепкую ротационную историю. Это даёт шанс на успех при минимальных вложениях. Мне кажется.

А вам?

Анонимный комментирует...

Всё идет по плану. Годом раньше - годом позже. Если Бог даст, то всё будет.

Я.

Анонимный комментирует...

Илья, действительно, все идет по плану :)
Я с УДОВОЛЬСТВИЕМ и с огромной пользой для себя и своей работы читаю твой блог, хотя начала читать его совсем недавно, так вот, уже решила послушать твою музыку!

И еще вопросик по теме маркетинга - а бывало ли с тобой что ты не можешь найти общий язык с руководством? И как ты решал эту ситуевину?

ilia_tavly комментирует...

Гунилла, такое бывало регулярно. Решал просто, хотя временами было страшно.

Я говорил, что готов взять на себя ответственность и в случае неудачи возместить ущерб. Но в случае удачи Вы заплатите мне премию.

Последний раз получил 600 баксов.

:) Хотя очень страшно, но я знаю. что всё пойдёт. Иначе какой я к чёрту профессионал?